Богиня любви не одинока: Как благодаря подслеповатому художнику у Венеры появился спутник

Подслеповатый художник потерял очки и записал 2002 как zooz (зуз), получилось Зузве.

Разве у Венеры есть спутник? Судорожно роемся в учебниках – да нет же. И как гром среди ясного неба: Международный астрономический союз на днях заявил, что таки есть, и присвоил ему странноватое имя, Зузве. Вообще-то небесное тело изначально обозначалось 2002 VE 68, но подслеповатый художник потерял очки и записал 2002 как zooz (зуз), получилось Зузве, а 68 просто не заметил. И если бы не скандал, связанный с его ошибкой, мы бы до сих пор не знали, что у Венеры есть спутник, потому что научная статья об этом затерялась, и ее никто не прочитал. Эта история настолько прекрасна, что мы изложим ее в деталях, а заодно поговорим о призрачных спутниках нашей собственной планеты – их видели, они были, но пропали.

ОТКРЫЛ И ЗАБЫЛ

Венера – ярчайшая «звезда» на нашем небе после Солнца и Луны. Ослепительный белый свет. Близорукому глазу (а кто из нас не близорук) предстает комочком огня, испускающим «мохнатые» лучи. Стоит ей явиться на вечернем небе, как обыватели принимаются рапортовать об НЛО, и даже искушенные военные расчехляют радары (в последний раз кипеж устроило индийское ПВО в 2013-м, там были уверены, что на Индию напали).

А еще Венера – богиня любви. И она вроде как совершенно одинока. До вчерашнего дня у планеты Венера не было официально признанного спутника. И кто же знал, что на самом деле есть, и его открыли еще в 2002-м.

Ноябрьской ночью 2002 года опытный астроном Брайан Скифф обнаружил довольно яркий астероид, который быстро двигался по небу. Скифф открыл на тот момент уже десятки астероидов и сорок комет. Он понял, что объект пролетает где-то рядом. Сообщил куда следует, и забыл о нем. Просто еще одна звездочка в коллекции побед. Размер небесного тела – менее километра. Ничего примечательного, собственного имени не достоин. Дали обозначение 2002 VE 68. Да и положили дело в архив.

Прошло прилично времени, и астрономы Сеппо Миколо, Рамон Брассер, Пол Вигерт и Киммо Иннанен говорят: минуточку, минуточку, а что это у него за орбита такая? Если смотреть невнимательно, астероид, как все, вращается вокруг Солнца. Но его время обращения – почти как у Венеры. А давайте мысленно перенесемся на Венеру и посмотрим, как это выглядит в той системе отсчета. Такой трюк – посмотреть на небо с другой точки – впервые провернул еще в XVII веке Иоганн Кеплер, но ему приходилось считать в столбик и скрипеть гусиным пером, а в наши дни компьютер все делает за секунды.

Мысленно встали на поверхность Венеры… и увидели, что 2002 VE 68 всегда виден в венерианском небе, от планеты никогда не отстает и вообще… как бы вращается вокруг Венеры. Да он же – на самом деле спутник Венеры, ну и дела.

И тут вспомнили, что еще в 1913 году теоретик Дж. Джексон предсказал некий класс небесных тел. Ретроградные спутники, или квазиспутники. Они не теряют связь с Солнцем. Но привязаны и к планете. По сути это резонанс: крошечное тело, в нашем случае астероид, причудливо балансирует в гравитационных полях Солнца и Венеры. Ну, предсказал и предсказал. А ни одного такого не нашли. И вот 2002 VE 68 стал первым.

РАБ ЛЮБВИ

Откуда он взялся вообще? А Венера его захватила.

Если вы не знаете, астероиды объединяются в группы. И есть группа Атона (по имени крупнейшего представителя), которая отирается около Земли и Венеры. Всего их около восьмисот. Именно Атоны принципиально могут упасть на Землю и сделать буум, и, например, знаменитый Апофис, который то упадет на нас в 2029-м, то не упадет (расчеты все время меняются) – из группы Атона.

2002 VE 68 тоже. Он гравитационно связан с Венерой, но также и с Землей, и с Меркурием. Несмотря на то, что он приписан к порту Венера, он время от времени довольно близко пролетает от Земли (в 2002-м его так и обнаружили).

Примерно 7 тысяч лет назад Венера заявила: моим будет. И астероид вступил с богиней любви в мощный резонанс. Который продлится еще пятьсот лет. Тогда, согласно расчетам, гравитация других планет вырвет астероид из объятий сверкающей Вечерней звезды. После этого 2002 VE 68 отморозится и примется сближаться с Землей часто и близко. Но вроде упасть на нас не должен.

КАК БЫ МНЕ НАЗВАТЬ СВОЮ КОШКУ?

Итак, открыли астероид, довольно давно. Доказали, что он – спутник Венеры, тоже не вчера. Но ничего в научном сообществе не происходило. Как будто спутники Венеры каждый день открывают. До одного рокового вечера.

Художник Алекс Фостер «где-то в интернете» (он не помнит, где) прочитал, что у Венеры есть спутник. Ему это показалось прикольным. Давай, думает, нарисую постер. Дело было ночью, призрачно светился экран монитора, а Фостер где-то посеял свои очки. Щурясь, он переписал в блокнот обозначение небесного тела, 2002 VE 68.

С утра сел рисовать, а что же я тут накалякал-то? Сам написал, сам прочитать не могу. 2002 он распознал как ZOOZ, VE понятно, а 68, наверное, по ошибке приписал. Ясно-понятно, спутник Венеры называется Зузве (Zoozve). Так и отобразим.

Постер получился – ну, такой, обычный. Однако пошел в народ. Люди покупали и вешали на стенки. Никто ни во что особо не вникал.

Однажды у первооткрывателя 2002 VE 68 Брайана Скиффа зазвонил телефон. На том конце был популяризатор науки, журналист и блогер Латиф Нассер.

- Слушай, я тут сыну постер купил, и повесил над кроватью. Пусть, думаю, просвещается. А потом разглядел, что на постере нарисован спутник Венеры по имени Зузве. Ты знаешь об этом что-нибудь? Я уже позвонил в НАСА, они говорят, нет у Венеры никакого спутника.

И тут оказалось, что:

- статья Сеппо Миколо и его коллег прошла мимо НАСА и вообще мимо ученых. Ее в высоких кабинетах не читали, и о том, что у Венеры есть спутник, не знали;

- точно так же не знал о том, что он открыл, и сам Скифф.

Поэтому Скифф вообще ничего не понял. Нет у Венеры спутника. А что ты меня спрашиваешь (он даже не подозревал, что сам же эту Зузву и открыл!). Но журналист упорным оказался. Получив отлуп от НАСА и Скиффа, разыскал художника. Тут-то все и вскрылось.

То есть благодаря подслеповатому художнику у Венеры появился сателлит? Ну да! Художник теперь вне себя от восторга:

- Как хорошо, что у меня дерьмовый почерк. И вы бы знали, сколько теперь у меня заказов.

Постойте, а наука так работает? Ученые публикуют статью, не на стене и не в соцсети, в нормальном журнале. А она того… мимо глаз? Да, и примеров просто тысячи.

На днях Международный астрономический союз официально признал существование спутника Венеры и присвоил ему название Зузве. И это было прям непросто, потому что имена небесным телам не дают с потолка. Есть неписаное правило: в группе Атона астероиды носят только мифологические прозвища.

- Журналист пристал ко мне, давай назовем его Зузве, я – конечно, нет, - говорит Скифф.

Мне кажется, Скифф тот еще душнила.

Но Латиф Нассер развернул целую кампанию. Когда его подкаст набрал несколько десятков миллионов просмотров, а люди стали называть Зузве кошек и собак, Скифф дрогнул. Нассер сам написал заявку в Международный астрономический союз, Скифф, скрепя сердце, подписал (только первооткрыватель имеет право!), и закрутились бюрократические процедуры. 5 февраля Союз, после дискуссий и нытья «хранителей традиций» все-таки вписал Зузве в шорт-лист… Ну и свершилось.

ИХ БЫЛО СЕМЕРО

А сколько спутников у Земли? Один, конечно, Луна! А вот и нет. Как и Венера, Земля любит прихватывать чужое.

Начнем с того, что и перед Луной, и после Луны есть два облака космической пыли. Там как раз резонансные точки системы Земля-Луна (точки Лагранжа), и весь мусор, все неудачливые метеоры, кто на Землю и Луну не упал, все туда. Облака сфотографировал еще в 1961 году астроном Казимеж Кордылевский, но очень долго никто сфотографировать не мог, даже космонавты. Подтвердили только недавно. Там скопилось не меньше 10 тысяч тонн камней и пыли, а размер облаков, на минуточку, почти 40 тысяч километров. Этакие мусорные острова, как в морских мифах – только в космосе.

Таких спутников, как Зузве, у Земли аж семь. И все открыты недавно (последний – прошлой осенью). Было восемь! Один прибился в 1996-м и убежал в 2006-м. На десять лет его хватило, все, говорит, по горло сыт беспокойным соседством. Наиболее стабильный – астероид 2016 НО, или, по другому обозначению, Объект 469219. Он в 30-100 раз дальше Луны, и в ближайшие тысячелетия не улетит.

Журналист Латиф Нассер теперь развернул кампанию, чтобы этому Объекту и другим спутникам Земли тоже дать прикольные имена. Согласитесь, идея отличная – да хотя бы ради веселья и популяризации науки.

КСТАТИ

Таинственные и исчезнувшие

Всего в списке возможных спутников Земли – несколько десятков объектов. Так, в 1913 году на Землю обрушились странные метеориты, которые летели параллельно. Считается, что развалился и упал временный спутник.

В 1846 году астроном Фредерик Пети видел объект, который летел на высоте… 11 километров! И не падал. Мы бы назвали его НЛО. Открытие подтвердили другие астрономы. Пети решил, что это неизвестная Луна (то, что ее затормозит воздух, и она ста километров на такой «орбите» не протянет, как-то не понимали), но она пропала. Жюль Верн потом обыграл интригу в романе «Вокруг Луны».

В 1898 году Георг Валтермат заявил, что обнаружил целое семейство микроспутников. «Иногда они сияют ночью ярко, как Солнце». Якобы они затмили Солнце в 1882-м и вызвали невероятно холодную зиму 1907 года. И эти луны потом исчезли.

Наконец, в 1918 году Уолтерн Горн видел громадный объект, который он назвал Лилит. Ее наблюдали время от времени до 1960-х, но официально открытия так и не признали. Само собой, многие из этих временных лун уфологи считают «Черным Рыцарем», кораблем пришельцев, который крутится рядом и ждет команды со своей звезды, чтобы появиться перед нами.

Призрачные спутники в XVIII-XIX веках наблюдали и у Венеры.

Евгений АРСЮХИН