К 2025 году Сатурн останется без колец

Картинки, которые предоставило журналистам американское космическое агентство, свидетельствуют: к 2025 году Сатурн останется без своих гигантских колец. Они напрочь пропадут из виду для всех земных наблюдателей. Даже в телескопы не будет видно.

Как так? Очень просто. Сатурн спрячет кольца.

Ученые объясняют: планета делает оборот вокруг Солнца примерно за 29 лет, колеблется из стороны в сторону, подставляя светилу то северное, то южное полушарие. Гигант будто бы покачивает головой, на которой надета шляпа с широкими полями. Порой и «поля», и наблюдатели на Земле оказываются в одной плоскости. На это время кольца и пропадают из вида. Ведь эти структуры очень тонкие – толщина самых толстых едва превышает 10 метров. Разворачиваясь боком, они словно бы растворяются в бездне.

Наклоненные к нам под углом всего в 9 градусов, кольца Сатурна уже еле заметны. В будущем году угол уменьшится до 3,7 градуса. А еще через год он станет равен нулю. Потом – после 2025 года «поля шляпы» начнут подниматься. До 2032 года кольца будут показывать свою нижнюю сторону, скрытую более полутора десятилетий.

Астрономам временное «исчезновению» колец только на руку, что называется. В это время открывается вид на многочисленные спутники Сатурна - их больше ничего не загораживает. Можно будет осмотреть уже известные, а то и обнаружить новые, число которых увеличивает год от года. К настоящему моменту Международный астрономический союз уже зарегистрировал 146 супников. В 2009 году их было 62.

Как образовались кольца, точно не известно. Скорее всего, Сатурн собрал вокруг себя ледяные и каменные останки комет, астероидов и небольших спутников, которые разорвал на части своей мощной гравитацией. Не исключено, однако, что кольца возникли одновременно с самим Сатурном из газопылевого облака, из которого соткались все тела в Солнечной системе.

Впрочем, астрономы обещают, что однажды кольца исчезнут насовсем. Подмечено, что они выпадают эдаким дождем или градом на Сатурн, теряя каждую секунды до трех тонн своей массы. Их хватит лишь на пару сотен миллионов лет.

Кстати, когда гигант прятал кольца в прошлый раз – в 2009 году – пролетавшая рядом межпланетная станция «Кассини» (Nasa's Cassini spacecraft) заметила в них заметили загадочные объекты, похожие на крепостные стены и башни.

Уфологи время от времени находят НЛО на имеющихся снимках.

Широкая «шляпа» с очень тонкими «полями»

Диаметр Сатурна 120660 километров. Масса – 95 земных. Его кольца – все вместе - образуют структуру колоссальной ширины в 137 тысяч километров.

Колец - несколько сотен. Собраны в диск, который в целом напоминает заигранную виниловую пластинку с очень большой дыркой в центре, состоящий 7 групп. Они пронумерованы латинскими буквами от A до F. Самые крупные кольца - А, В и С – были открыты более 400 лет назад. Первым их увидел Галилео Галилей в 1610 году.

Кольца и в самом деле очень тонкие. Сравнивая их с планетой, астрономы приводят еще одну наглядную аналогию: если представить Сатурн в виде баскетбольного мяча, то его кольца были бы гораздо тоньше человеческого волоса. Где-то вокруг «мяча» прятались бы горошины и маковые зернышки многочисленных спутников планеты.

С близкого расстояния Сатурн наблюдали несколько космических аппаратов. А «Кассини» даже пролетел под кольцами 22 раза перед тем, как рухнуть на поверхность планеты.

Владимир ЛАГОВСКИЙ