Астрономы усомнились, что планеты формируются одновременно со своими звездами

Международный коллектив астрономов открыл первые свидетельства того, что процесс формирования новых планет запускается не сразу после появления протозвезды. Об этом сообщила в среду пресс-служба Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ). Результаты исследования опубликованы в издании The Astrophysical Journal.

"Наши наблюдения указывают на то, что в протопланетных дисках, вращающихся вокруг протозвезд, нет подходящих условий для начала формирования планет", - пояснил научный сотрудник Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO) Джон Тобин, чьи слова приводит пресс-служба NAOJ.

Согласно текущим представлениям астрономов, планеты формируются внутри газопылевых дисков, окружающих "зародыши" звезд. Эти так называемые протопланетные диски существуют несколько миллионов лет, что по космическим меркам не так много, и за это время планеты внутри дисков успевают полностью сформироваться. При этом первые этапы образования планет на сегодняшний день остаются малоизучены.

Чтобы раскрыть подробности того, как зарождаются планеты, астрономы проанализировали структуру 19 протопланетных дисков, обращающихся вокруг еще формирующихся протозвезд, расположенных в 650 световых годах от Земли.

Формирование планет и звезд

Эти будущие звезды, как отмечают ученые, находятся на ранних стадиях формирования - в их ядрах еще не начались термоядерные реакции, а их слабозаметное излучение возникает в результате постепенного сжатия материи протозвезды. Ученые проследили за взаимодействиями этого излучения с материей протопланетных дисков при помощи системы радиотелескопов ALMA.

В ходе наблюдений исследователи пытались обнаружить внутри этих скоплений из пыли и газа пустоты, кольцеобразные структуры и другие неоднородности в распределении материи, указывающие на формирование планет. Подобные особенности астрономы уже наблюдали с помощью ALMA в окрестностях протозвезд на более поздних этапах эволюции.

Астрономам удалось обнаружить лишь три подобных объекта во всей области звездообразования. Они получили названия L1489 IRS, Oph IRS 63 и IRAS 04169+2702. При этом даже в этих трех случаях потенциальные следы процесса формирования планет не были столь же четкими, как в окрестностях уже изученных молодых звезд.

По мнению авторов работы, подобные результаты говорят в пользу того, что формирование планет начинается не одновременно с возникновением протозвезды, как считалось ранее, а значительно позже, примерно через 100 тыс. или даже миллион лет после ее возникновения. Это необходимо учитывать при наблюдениях за молодыми звездами и планетами, считают исследователи.

2023-06-30